Камень. Продолжение истории. Гениальные догадки. Часть 12
Примечательно следующее высказывание Витрувия: «...все, как установлено природой, производится не для удовольствия людей, а как бы по случайному распределению». Если к отмеченному добавить гениальную догадку Платона, жившего за 300 лет до Витрувия, состоявшую в том, что многие величины (случайные) распределены в природе определенным образом, то можно говорить о том, что современные представления о грунтах как образованиях, имеющих статистическую природу и характеризующихся определенными законами распределения их физико-механических свойств, в своей основе возникли еще в глубокой древности.
Чтобы подобное утверждение не прозвучало слишком надуманно, приведем одну цитату Платона: «...очень хороших и очень плохих людей немного, а посредственных — без числа... Так же точно, как очень маленьких и очень больших. Что встретишь реже, чем очень большого или очень маленького человека или собаку и так далее? Или что-нибудь очень быстрое или медленное?... во всех таких случаях крайности редки и немногочисленны, зато середина заполнена в изобилии». Это не что иное, как принципиальная качественная догадка о законе распределения случайных величин. Кроме того, древние греки при решении некоторых практических задач пользовались и статистическими методами. Так, при осаде города из катапульт бросали Камень песчаник природный Бут бело-желтый и Камень Валун, крупногабаритный. Платеи пелопонесцами, как рассказывает Фукидид, платеяне изготовили лестницы вышиною в неприятельские укрепления, измерили лестницы по рядам кирпичей в том месте, где обращенная к ним стена оказалась не заштукатуренной. Ряды кирпичей считали многие лица зараз, и хотя кое-кто мог ошибиться, у большинства получился все-таки правильный счет в особенности потому, что он произведен был много раз».
В трактате Витрувия есть и прямые указания на важность и необходимость исследований свойств грунтов. Так, в книге седьмой он пишет, что «...если придется бетонировать прямо по земле, надо исследовать, везде ли плотен грунт...» Косвенное указание на необходимость изучать свойства почв имеется и у Ксенофонта, который в «Домострое» пишет: «...для рациональной обработки земли, прежде всего, надо знать свойства почвы». И только после полномасштабных работ по исследованию можно приступать к раскрытию карьера по добыче камня пластушки серо-зеленой, синяк, дракон. Чтобы в последствии начать распилку плитки пиленый камень Красный, терракотово-красный пиленый со сколом, ну и конечно песчаник Дракон пиленый.
В «Георгинах» Вергилий дает прямые указания на то, как испытывать грунты (почвы):
Способ, каким распознать их различье сможешь, скажу я.
Рыхлая ль почва или сверх меры плотна, ты исследуй. Ибо одна для хлебов подходяща, другая — для Вакха.
Как же исследовать? Для этого необходимо:
Вырыть колодезь в земле и весь его снова наполнить Той же землей и ее притопчешь сверху ногами.
Если не хватит — легка, скоту и лозе благодатной Больше подходит она; откажется ж если вместиться, Вровень не ляжет, когда уже вся наполнится яма,
Почва — плотна...
Жирная почва —...если рукой ее бросить, она не дробится,
Но наподобие смолы к перстам держащего липнет».
Анализировалась также плотность почвы:
«Тяжесть весом свою безмолвно сама обнаружит, или же легкость»....