Камень. Продолжение истории. Часть 3
Уже говорилось о том, что в затопленных древних рудниках были обнаружены хорошо сохранившиеся деревянные молоты и клинья. Поскольку вмещающие породы имели большую прочность, которую в наше время имеет камень «Синяк», вначале было не совсем ясно назначение этих инструментов. Однако затем удалось установить, как их применяли. В забое выработки разжигали костер и нагревали породы песчаника бело-желтый, цветной, серо-зеленый. После этого на раскаленную породу лили холодную воду, а затем в образовавшиеся трещины вбивали деревянные клинья, которые периодически обливали водой. После их разбухания порода или руда откалывалась по трещинам. В Лаврийских рудниках в стенах были обнаружены каналы или желобки глубиной около 25 см, которые могли служить для пуска струи воды на нагретую породу.
Подобный способ проходки подземных горных выработок, вероятно, применялся не часто. Плиний Старший по этому поводу замечает, что даже крепкую породу чаще прорубают, так как от жары и дыма рабочие задыхаются.
Очень интересны свидетельства Ливия, Аппиана, Плиния, Ювенала и других древних писателей о применении уксуса и кислот для разрушения очень твердой скальной породы.
Другие рассказывают об использовании в горных работах кислот, их использовали для добычи более тяжелых разновидностей таких как бут бело-желтый, бут серо-зеленый, осенняя листва толстяк. Плиний Старший замечает, что в Испанских рудниках твердые скалы преодолевают огнем и кислотами. К сожалению, никаких подробностей этой операции ни один из античных авторов не приводит.
Несколько слов о проходке валунно-галечниковых пород. Плиний Старший пишет, что, как ни трудна работа по преодолению скалы, все же она считается легкой по сравнению с работой над особой породой глинистой земли, смешанной с мелким камнем, так называемой «гангадией», которую почти невозможно преодолеть. Далее он замечает, что «гангадию» вырубают железными клиньями и молотками; специалисты утверждают, что нет ничего более твердого, чем эта порода, «перед которой не всегда может устоять даже жажда золота».
При отбойке породы размер отбиваемых кусков был самым различным. Максимальная масса их достигала 60 кг.
Работа по выемке целиков в каменоломнях отличалась от добычи руды. Для этой цели использовались железные клинья. Валун, подлежавший выемке, отделяли от массива бороздкой, ширина и глубина которой составляли 6-9 см. Затем в бороздках на равных расстояниях друг от друга пробивали отверстия для клиньев. Если работа велась с помощью железных клиньев, то глыбу выламывали при одновременном вбивании клиньев в отверстия. При использовании деревянных клиньев, которые делались из хорошо высушенной древесины, их плотно забивали в отверстия, а затем поливали водой. Клинья разбухали, валун откалывался от пласта. Таким способом выламывали иногда огромные валуны камня
Добыча целиков песчаника Синяк облегчалась естественной сплошностью этой породы. Кроме того, в нем часто встречаются трещины, перпендикулярные к направлению слоев. При добыче пород вулканического происхождения древние греки, как это можно заметить в каменоломнях острова Скироса, облегчали себе работы. Они выламывали менее твердую породу, в которой залегали добываемые породы.
Во многих каменоломнях еще и теперь можно видеть подготовленные к выемке глыбы. В грубой форме они уже имеют требуемые очертания. Монолитные колонны выламывали следующим образом. Вначале делали глубокие вырезы на обоих концах будущей колонны, а затем вытесывали колонну до половины ее окружности. После этого по обоим продольным линиям, ограничивающим готовую полуколонну, вырубали желобки и делали отверстия для забивки клиньев. Глыба откалывалась от массива по кривой линии, которая соответствовала линии округлой поверхности готовой части колонны. Таким образом, шероховатую поверхность оставалось только сгладить.
Если при проходке горных выработок встречались очень твердые породы, пытались пройти обходную выработку. В том случае,...