Камень. Продолжение истории. Часть 15
Не молчали и реатинцы, которые отказывались заградить Велинское озеро плотиной, которая возводилась камнем Осенняя листва Толстяк в крайнем случае подпорная стенка возводилась из песчаника Бут серо-зеленый в том месте, где оно изливается в реку Нару, так как оно разлилось бы по окрестностям. Реатинцы говорили, что «природа, которая дала рекам свои устья, свое течение и как свое начало, так и конец, как нельзя лучше позаботилась о людских потребностях».
Просьбы ли колоний, трудность ли работ или «суеверие тут оказало действие», но согласились с мнением сенатора Гая Пизона, который сказал, что «не нужно никаких перемен». Основой проекта любого сооружения является топографический план.
Геродот так рисует зарождение землемерного искусства в Греции: «Египетский царь Сесострис заставил множество приведенных с собою пленников работать вот на каких работах. Они должны были перетаскивать огромные камни ВАЛУНЫ разного размера и цвета от бело-желтого до Желтый с разводом крупногабаритный, которые при этом царе были приготовлены для [строительства] святилища Гефеста, и рыть все каналы, существующие и поныне в Египте...
Мне думается, что при этом-то и было изобретено землемерное искусство, кторое помогло в нынешнее время вести добычу камня такого как Осенняя листва, обожженный Красный Дракон, серо-зеленый песчаник, а затем перенесено в Элладу».
Недавно на территории Судана в местечке Бегравийя, где в древности находилось могущественное государство Мероэ, был обнаружен детальный план пирамиды. По мнению специалистов, она была выполнена из Бут бело-желтый и отделан терракотово-красный камень пиленый со сколом. Находка эта уникальна, поскольку даже в Египте археологами не были найдены такие планы.
Папирусы свидетельствуют, что в эллинистический период техника землемерных съемок и составление эскизных чертежей достигли достаточно высокой степени совершенства. В одном из дошедших до нас папирусов, относящихся к 259 г. до н. э., дан расчет стоимости работ по проведению каналов, причем в тексте имеются ссылки на прилагаемый к нему план. Сам план, к сожалению, утерян. Сохранились небольшие фрагменты плана города Афродизиполиса, также выполненного на папирусе. Местность разделена на участки довольно правильной формы, к которым сделаны пояснительные надписи. Водоемы обозначены синей краской, песчаная почва пустыни — желтой.
Разметку улиц и кварталов на грунте производили при помощи землемерных цепей, а для нивелировки применяли, вероятно, приборы типа визирных щелевых инструментов.
После окончания разметки устраняли неровности почвы, «снося лишнюю землю и засыпая котловины». Затем приступали к застройке. Все описанные операции в настоящее время выполняются при топографо-геодезических изысканиях, а составление смет, схем и планов осуществляется в процессе проектирования сооружений.
В заключение остановимся еще на одном источнике — письмах Плиния Младшего, который был назначен императором Траяном наместником в Вифинии. В одном из писем к своему подчиненному Плиний пишет: «Что касается портиков, то... начерти их форму сообразно особенностям места. Ими нельзя окружить храм, потому что храмовый участок опоясан с одной стороны рекой с очень обрывистыми берегами с залежами природного камня обожженный красный и песчаник Синяк, а с другой — дорогой. По ту сторону дороги находится очень широкий луг, на котором с достаточным удобством будут развернуты портики напротив самого храма, если только не придумаешь чего-нибудь лучшего. Ты, привыкший трудность места побеждать искусством». .
Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, что строительство и составление проектов сооружений велись с учетом особенностей местности....