Камень. Отделка поверхностей природным камнем. Часть 16
С необходимостью обработки камня для получения из него жизненно необходимых предметов человек столкнулся еще в начале своего развития(было изложено в статьях выше). В палеолите и неолите за 800-5 тыс. лет до нашей эры камень являлся основным материалом для изготовления орудий труда. Из него изготовляли ручные рубила, топоры, мотыги, оружие, наконечники для стрел и копий, украшения, строили жилища и храмы. Эта эпоха длилась сотни тысяч лет от появления первых каменных орудий до знакомства человека с медью.
В каменный век в технике обработке камня произошел переход от грубых ручных рубил к разнообразным режущим и колющим предметам. Человек в этот период постепенно осваивал ударную обработку, сверление, распиловку и шлифовку-полировку камня. Ученые считают, что освоение человеком операций обработки камня могло происходить в такой последовательности: откалывание — ранний и средний палеолит (800-35 тыс. лет до н.э.); раскалывание, расщепление, расслаивание, грубая теска — поздний палеолит (35-10 тыс лет до н.э.); распиловка камень природный пиленый Серо-зеленый, камень терракотово-красный пиленый, доводочная теска, шлифовка-полировка, сверление — неолит (10-5 тыс. лет до н.э.).
Первым способом, который изменил форму камня, был удар, наносимый человеком. Обрабатывался камень и мощными воздействиями, например, при разбивке крупных кусков горной породы получался бут тигровый, бут серо-зеленый, бут бело-желтый, и мелкими постукиваниями при мелкой, доводочной ударной обработке получался толстяк осенняя листва, Рубленный камень плитка серо-зеленая.
Развивалась ударная техника и совершенствовалась техника обработки давлением при расщеплении, раскалывании, расслаивании. Был освоен прием раскалывания камня при помощи каменного зубила, по которому наносился удар молотком.
В каменных мастерских, найденных археологами, древний человек из палеолита обрабатывал камни для получения разных изделий, используя распиловку, раскол, шлифовку, сверление. Основным обрабатываемым камнем некоторых мастерских был песчаник синяк, обожженный Красный Дракон, Серо-зеленый пиленый ростовский камень Лапша.
Для того, чтобы получить нужную заготовку из каменной глыбы(Камень Валун Желтый с разводом крупногабаритный), ее раскаляли на костре, затем обливали водой и глыба разлеталась на мелкие части. Нефрит распиливали плоскими пилами из плотного сланца и роговика, подсыпая под них песок. Сверлили камень серо-зеленый полой костью, которую ставили вертикально, и вращали тетивой лука. При этом под рабочий торец кости посыпали влажный песок. Шлифовка-полировка производилась на специальных каменных плитах из песчаника бело-желтого и песчаника цветного. Для шлифовки также использовали мокрый песок. Затем в неолите получила развитие точечная техника обработки камня доводочная теска, при которой использовали каменные закольники и скарпели. Таким методом обрабатывали большие каменные детали. Иногда эта операция являлась подготовкой поверхности камня к последующей шлифовке-полировке. Так работали, используя технику доводочной тески, древние мастера на острове Пасха, в Египте и т.д.
В это время появляются первые устройства для обработки камня — маятниковое распиловочное приспособление, лучковое сверло и др. Изобретение гончарного круга резко ускорило технику по обработке камня. Древними мастерами были созданы устройства для обработки тел вращения (чаши, вазы и т.п.) и ручное точило для шлифовки.
С применением инструментов из металла был достигнут существенный прогресс в технике обработки камня. Так, в Древнем Египте для тески камня применяли бронзовые долота, а для распиловки камня полосовые I < отри псовые) пилы с медным корпусом, которые работа- ||1 с. кварцевым песком, служившим в качестве абрази- или вчеканенными зернами корунда, алмаза и других твердых минералов. Таким методом, например, получены заготовки различных гранитных саркофагов и базальтовые плиты пола некоторых египетских пирамид. Ги- г.нтские скульптуры фараонов ваяли из цельных глыб розового гранита, используя следующую технику изготовления.
Поначалу из глыбы-монолита выкалывали и обтесывали заготовку в виде прямоугольного параллелепипеда, затем на его гранях расчерчивали клетки, по которым наносили контуры статуи, после чего бронзовыми Пилотами снимали лишний камень и оставалась Галька бело-желтая натуральный камень....